05.03.2013

Массаж на первом году жизни


Массаж на первом году жизни - очень большая помощь маленькому сокровищу, рожденному в городских условиях.

ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЮБВИ И НЕЖНОСТИ К ВАШЕМУ МАЛЕНЬКОМУ ЧУДУ.

Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на ЦНС, улучшая ее основную функцию – контроль над работой всех органов и систем. Проводящие пути кожного анализатора созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы уже к рождению. Поэтому легче всего воздействовать на ребенка через прикосновения (массаж) и развивать его как психически так и физиологически, через приятные тактильные ощущения.

Чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания головного мозга в данный момент времени, тем больший объем занимает мозг в процессе своего роста. Рост мозга сравним с ростом мышц вообще.

Умение удерживать голову в положении лежа на животе возникает в результате имеющегося у ребенка безусловного рефлекса, но всякий рефлекс истощается если у него не окрепнут мышцы шеи. Поэтому одним из самых первых гимнастических упражнений является частое выкладывание малыша на живот.

Умение сидеть самостоятельно требует огромной работы всех мышц спины, грудной клетки, плечевого пояса. Рано сажая ребенка иногда с помощью подушек, мы только увеличиваем нагрузку на еще не зрелые мышцы.

Ребенок рождается в отличие от животных совершенно беспомощным, движения не сформированы. Их нужно воспитывать.

Различные приемы массажа оказывают различное действие на НС: поглаживание, легкое растирание и разминание усиливают тормозные процессы, успокаивают НС, вызывают расслабление мышц. Поколачивание, пощипывание оказывают возбуждающее действие и сокращение мышц.

Масссаж влияет на лимфатическую и кровеносную системы: увеличивает обмен кислородом и выведение продуктов распада. Помогает при вялости ЖКТ, способствует при запорах, метеоризмах. Является профилактикой ОРЗ, т.к. улучшает брюшное дыхание.

Каждому периоду раннего детства своя гимнастика. В первом полугодии учим ребенка правильно поворачиваться со спины на живот, т.к. неправильный механизм поворотов ведет в дальнейшем к деформации позвоночника. После 5 мес. надо учить ребенка правильно ползать, т.е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего ноги не участвуют в движении и в дальнейшем отстают в развитии. После года ребенок учиться ходить.

Важнейшим результатом систематических занятий гимнастикой и массажем является уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

 

*Основные цели специальных физкультурных занятий с детьми в возрасте с 0 до 18 мес.*

 

Возраст

 

Цель специальных физкультурных занятий

До 3 мес.

 

Ослабить тонус мышц – сгибателей.

От 3 до 4 мес.

 

Добиться уравновешенности мышечного тонуса.

От 4 до 6 мес.

 

Укрепить все мышцы с помощью массажа и гимнастики. Научить ползать.

От 6 до 10 мес.

 

С помощью ползания укрепить все мышцы для того, чтобы ребенок мог сидеть, стоять.

От 10 до 18мес.

 

Скоординировать работу всех мышц, подготовить к самостоятельной ходьбе. Научить правильно ходить. Воспитывать чувство равновесия. Предупредить плоскостопие. Укрепить мышцы спины.

Гимнастика и массаж

Массаж – это ритмичное раздражение кожи с определенной силой и в определенной последовательности. Массаж действует непосредственно на кожу и те органы, которые находятся ближе к коже.

В коже заложены множества нервных окончаний (рецепторов). Воздействие на них приводит к расширению каппиляров (мелких кровеносных сосудов), т.е. к полезным сосудистым реакциям.

 

*Что дает массаж здоровому ребенку? Массаж улучшает:*

- /питание тканей/, так через расширенные каппиляры протекает больше крови и соответственно больше поступает в организм питательных веществ и кислорода. Это тем более необходимо, потому что в настоящее время у многих детей отмечается наклонность к спазму (сужению сосудов), отсюда и частые нарушения питания тканей;

- /секреторную функцию сальных и потовых желез/ – в мышцах усиливаются окислительно-восстановительные процессы и повышается их сократительная способность. При массаже быстрее, чем при полном покое восстанавливается работоспособность мышц. Это объясняется тем, что при массаже усиливается ток лимфы и с ней из тканей удаляются вредные продукты обмена, а также усиливается ток венозной крови;//

- /терморегуляцию/ – с расширенных сосудов происходит большая теплоотдача. Расширение с последующим сужением, как в любой сосудистой реакции, приводит к охлаждению и к тренировке механизма терморегуляции. Следовательно, массаж – это еще великолепное закаливающее средство. В жаркое время года он позволяет предохранить детей от перегревания.//

- /Деятельность центральной нервной систем. /Так, огромное количество импульсов, посылаемых в кору головного мозга, способствует созреванию корковых отделов центральной нервной системы. Это приводит к совершенствованию функций всех внутренних органов и к улучшению деятельности опорно-двигательного аппарата.//

 

Чем меньше возраст ребенка, тем большую роль играет массаж для качественного созревания его мышц.

Массируя ребенка, мать ежедневно отдает ему свою энергию. Чем раньше она начинает это делать, тем лучше она будет чувствовать любые отклонения в состоянии здоровья малыша и может сама помочь ему во многих случаях.

Специальные физкультурные занятия включают, помимо массажа, еще и гимнастические упражнения.

Гимнастические упражнения условно подразделяются на пассивные и активные.

Пассивные упражнения производятся руками взрослого и не требуют
активного участия ребенка, например разведение рук в стороны и
скрещивание на груди. Естественно, что пассивные упражнения возможны
только тогда, когда со стороны мышц нет никакого препятствия к выполнению.

Активные упражнения делает сам ребенок. При этом, занимаясь с самыми
маленькими, использовать так называемые рефлекторные упражнения, а
после 6 месяцев специальные гимнастические пособия ( кольца, палочки
круглые, прыгалки, мячи, массажные коврики).

 

 

От чего вы спасаете ребенка в будущем,

занимаясь с ним массажем и гимнастикой сегодня.

 

«…Движение - это жизнь. Ничто так не ослабляет и не истощает человека, как продолжительное физическое бездействие…»

 

Нагрузка на опорно-связочный аппарат довольно высока уже с первых дней жизни ребенка, когда созревают и формируются различные двигательные умения:

- умение удерживать голову в положении лежа на животе. С первых дней жизни ребенку доступно это движение, вследствие имеющегося у него безусловного рефлекса, но всякий рефлекс истощается и малыш не продержит голову долго, если у него не окрепнут мышцы шеи. Поэтому одним из самых первых гимнастических упражнений является частое (2-3 раза в день) выкладывание малыша на живот на короткое время;

- умение держать голову в вертикальном положении. Это требует работы уже передней групп мышц шеи. Поэтому одним выкладыванием на живот не обойтись, нужно обеспечить ребенку возможность вертикально держать голову;

- умение сидеть самостоятельно требует огромной работы всех мышц спины, грудной клетки, плечевого пояса. Рано сажая ребенка (иногда с помощью подушек, стульчиков и др.) мы только увеличиваем нагрузку на еще не зрелые мышцы;

- умение стоять и умение ходить самостоятельно требуют не только напряженной, но и хорошо согласованной работой всех мышц ребенка.

Мышцы ребенка раннего возраста имеют свои особенности: характерен относительно небольшой прирост мышечной массы, слабость и, главное, невысокая статическая выносливость, т.е. не способность к длительному сокращению.

Длительное сокращение приводит к перенапряжению мышц. А чередование легкого сокращения и расслабления дает мышцам отдых и улучшает кровообращение в них. 
В частности слабость брюшных мышц не обеспечивает правильного дыхания, и ребенок часто болеет респираторными заболеваниями. Неправильное дыхание приводит к разрастанию аденоидной ткани и увеличению миндалин у детей, предрасположенных к этому.

Слабость брюшной стенки – это постоянные запоры и другие дисфункции желудочно-кишечного тракта.

Во время движения мышцы потребляют больше кислорода и питательных веществ, их способность сокращаться и расслабляться улучшается, объем увеличивается. Во время упражнений повышается теплопродукция, в связи с чем усиливается деятельность потовых желез, мышечная ткань более обильно снабжается кровью, насыщенной кислородом и другими питательными веществами, увеличиваются легочная вентиляция и объем крови, выталкиваемой сердцем.

Своевременно занимаясь физическими упражнениями с ребенком, мы помогаем ему избежать рахита, различных расстройств питания, частых простудных заболеваний, повышаем уровень его закаленности.

Исследования академика Н.И. Аринчина показали, что скелетные мышцы являются переферическими помощниками сердца (всего их 600), так как заложенные в них микронасосные системы облегчают его работу. В противном случае мышцы становятся иждивенцами сердца, и оно быстро изнашивается. Следовательно занимаясь с ребенком физкультурой с первых дней жизни, мы по возможности предохраняем его от стенокардии и инфаркта в будущем.

Движения крайне необходимы ребенку для развития познавательной деятельности. Так активный ребенок имеет больше возможностей получить новой разнообразной по ощущениям, так необходимой для развития мозга информации, чем «спокойный», не проявляющий двигательной активности малыш.

Следовательно занимаясь с ребенком физкультурой, вы помогаете ему лучше развиваться умственно.

Поэтому как говорила автор одной из методик по массажу и гимнастики грудных детей К.Д. Губерт: «Гимнастика – это не масло для каши, а хлеб насущный для ребенка».

И наконец, делайте выводы сами, проведенный автором одной из книг по детскому массажу и гимнастики, анализ посещений комнат здорового ребенка детских поликлиник, где мать может получить исчерпывающую консультацию по вопросам гимнастики и массажа, показывает, что полную программу гимнастики и массажа получают только 1,5% детей раннего возраста.