05.03.2013
Упражнения для детей
Упражнения в лазанье и в ползанье
- Игра «пролезь в окошко»: Петушок, петушок, золотой гребешок. Выгляни в окошко, дам тебе горошка.
- «Собачка»: ребенок ходит на четвереньках, подражая собаке.
- «Бычок», «Козлик», «Котенок».
- Ходьба на четвереньках по скамейке, перелезание через скамейку.
- Лазание в туннель.
Упражнения для рук и плечевого пояса
«Бокс»
Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Сгибает руки на уровне груди, и затем делает поочередно движения руками вперед и к середине, как бы боксируя.
«Бабочка»
Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела. Поднимает руки в стороны и слегка помахивает кистями — «бабочка машет крылышками». Сгиба руки на уровне плеч и прикасается пальцами к плечам — «бабочка сложила жила крылышки». Ходит по комнате, помахивая кистями прямых рук, поднятых в стороны,— «бабочка полетела».
«Покажи ладошки»
Малыш стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельно, руки опущены. Попросите его вытянуть обе руки вперед ладонями вверх «Покажи ладошки», затем спрятать за спину — «Спрячь ладошки».
«Часики»
Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая обеими руками вперед — «тик», назад — «так».
Пройди между ступеньками» Положите лесенку на пол и предложите малышу пройти на четвереньках внутри ее, перешагивая через ступеньки.
Игра «Поздоровайся с зайкой»
Поставьте посередине комнаты стул (табурет, невысокий журнальный столик), на расстоянии 1,5-2 м — другой стул, на который посадите игрушечного зайца (мишку, куклу..). Предложите малышу пролезть на четвереньках под стулом, затем выпрямиться и поздороваться с зайкой, пожав ему лапку.
Игра «Мяч в ворота»
Воротами может служить стул, табурет и т. п. Ребенок берет мячик, катит его в ворота и бежит за ним. Пройдя в ворота на четвереньках, выпрямляется и догоняет мяч.
«Намотай нитку»
Встать прямо, ноги врозь. Руки согнуты перед грудью, сжав пальцы в кулаки. Делать круговые движения кистями, как бы наматывая нитку на клубок (рис. 90).
«Забей гвоздь»
Встать прямо, слегка расставив ноги. Руки согнуть перед грудью, сжав пальцы в кулаки. Постукивать правым кулаком по левому (затем левым по правому), как бы забивая гвозди.
«Лови комара»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Хлопать в ладоши перед собой на уровне груди, лица, над головой. Хлопать в ладоши впереди себя и сзади.
«Похлопай руками, как петух — крыльями»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднимать руки в стороны, а затем похлопать ими 2-3 раза по бедрам.
«Вырасти большим»
Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Тянется вверх, поднимая руки
«Колесо»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Делать круговые движения прямыми руками вперед-вверх-назад.
«Полетим, как птичка»
Малыш ходит по комнате, подняв руки в стороны и размахивая ими, как птица, машет «крыльями».
«Бей в барабан»
Ребенок ходит по комнате, делая согнутыми руками движения, имитирующие игру на барабане.
«Подмети пол»
Ребенок ходит, слегка наклонившись вперед, и делает руками движения, имитирующие подметание пола.
«Паровоз»
Малыш ходит по комнате, делая попеременные движения согнутыми руками вперед-назад и приговаривая: «Чух-чух-чух!».
Игра «Напилим дров»
Встаньте с малышом лицом друг к другу и возьмитесь за руки. Ноги слегка расставлены, одна рука впереди. Попеременно сгибайте и разгибайте руки, произнося «жжик-жжик». Движения должны быть ритмичные, плавные. Можно держаться за кольца.
Игры:
Игра «Зайка серый умывается»
Для начала все движения выполните вместе с ребенком.
Зайка ходит в гости к людям,
Мы с ним вместе мыться будем, Зайка вымыл рот и уши. Он хороший, он послушный. Он помоет также лапки, Оботрет их чистой тряпкой. Одевается,— скок, скок — В гости мчится со
всех ног.
Игра «Пальчик о пальчик»
Малыш сидит на стульчике и повторяет за вами движения: «Пальчик о пальчик тук да тук» — стучит указательными пальцами друг о друга.
«Хлопай, хлопай, хлопай!» — хлопает в ладоши. «Ножками топай, топай!» — топает ногами. «Спрятались, спрятались!» — закрывает лицо руками. «Пальчик о пальчик тук да тук»...
Упражнения для ног
«Стал маленьким»
Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельны, руки опущены. Низко приседает — «стал маленьким», затем встает — «стал большим».
«Елочка растет»
Исходное положение то же. Ребенок приседает— «Елочка маленькая», выпрямляется с поднятыми вверх руками— «елочка выросла».
«Срывай цветочки»
Малыш ходит по комнате и приседает, как бы срывая цветочки.
"Зайчик"
Встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседать, сгибая руки к плечам ладонями вперед, как зайчик, становящийся на задние ланки
«Покачай ногой»
Ребенок стоит, держась одной рукой за спинку стула. Покачивает ногой (дальней от стула) вперед — назад. Поворачивается и покачивает другой ногой.
«Птичка прыгает»
Малыш передвигается по комнате мелкими прыжками, размахивая руками.
«Короткие и длинные ноги»
Ребенок сидит на полу, вытянув ноги вперед и опираясь руками сзади. Сгибает ноги, подтягивая колени к груди — «короткие ножки», затем разгибает — «длинные ножки».
«Жучок»
Малыш лежит на спине и делает движения руками и ногами, подражая жуку, перевернутому на спинку.
«Беги, а я догоню»
Малыш бегает по комнате, а вы делаете вид, что ловите его.
«Сядь по-турецки»
Малыш стоит прямо, ноги скрещены. Помогите ему сесть по-турецки, а затем встать со скрещенными ногами. При вставании опора должна быть на наружные края стоп.
«Лошадка»
Ребенок вприпрыжку бегает по комнате, изображая лошадку.
Игра «Кач-кач»
Ребенок сидит или лежит на спине. По вашей команде раскачивает ступни ног в стороны (вправо и влево), сгибает их и разгибает.
Игры:
Игра «Кто как передвигается»
Ребенок ходит по комнате, подражая различным животным:
«Кошка» — ходит тихо, на носочках.
«Мишка косолапый» — ходит на наружных краях стоп.
«Зайка» — прыгает на двух ногах, прижав согнутые руки к плечам ладонями вперед.
«Цапля» — ходит, высоко поднимая колени.
«Лошадка» — бегает вприпрыжку.
«Лягушка» — подпрыгивает на корточках.
Животный мир богат и разнообразен, помогите своему малышу с ним получше познакомиться, наблюдая и подражая движениям известных ему зверей, птиц и насекомых.
Игра «Лягушки»
Отметьте посредине комнаты большой круг. Внутри круга — «болото». Ребенок подпрыгивает на корточках, изображая лягушку.
Вот лягушка по дорожке (Скачет, вытянувши ножки, Ква-ква, ква-ква-ква!) Скачет, вытянувши ножки. По окончании стишка хлопните в ладоши — напугайте «лягушку». Малыш прыгает в «болото» и сидит на корточках.
В конце игры обязательно попросите ребёнка потянуться, подняв руки ввсрх.
Игра «Подпрыгни до ладошки»
Предложите малышу подпрыгнуть и достать головой до ладони, которую вы держите на небольшом расстоянии его головы.
Варианты игры: подпрыгнуть и достать рукой (сначала одной, потом другой) колокольчик, ленточку, яркую игрушку.
Игра «Птички»
Расскажите малышу о жизни птичек: «Днем птички летают и клюют корм». Ребенок прыгает по комнате, взмахивая руками, как крыльями, приседает и стучит пальцами по полу — «клюет». «Ночью птички спят в гнездышках». Малыш бежит и садится в круг, начерченный на полу мелом, или на стульчик.
Игра «Дом маленький, дом большой»
Предложите ребенку потянуться, встав на носочки, поднять руки вверх и посмотреть на них. Затем присесть, опустив голову и обхватив ее руками.
У медведя дом большой, А у зайки — маленький. Мишка наш пошел домой Да и крошка заинька. При последних словах малыш идет сначала, как «мишка косолапый» (на наружных краях стоп), потом прыгает на двух ногах, прижав согнутые руки к плечам ладонями вперед.
Игра «Лохматый пес»
Роль пса для начала возьмите на себя. «Пес» сидит на корточках. Ребенок в это время ходит вокруг.
Вот сидит лохматый пес, В лапки свой уткнувши нос, Тихо, мирно он сидит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим. И посмотрим, что же будет?
Малыш хлопает в ладоши, «пес» вскакивает и ловит его. Затем поменяйтесь ролями.
Игра «Идет коза по лесу»
Ребенок, подпрыгивая, ходит по комнате.
Идет коза по лесу, по лесу, по лесу.
Нашла коза принцессу, принцессу, принцессу.
«Коза», взяв за руки «принцессу», делает вместе с ней движения:
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
Прыгают на двух ногах.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. Подскоком выставляют ноги поочередно вперед,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем. Хлопают в ладоши.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Игра «Тапочки»
Ребенок изображает все движения, о которых говорится в стишках:
По дорожке Маша шла, Маша тапочки нашла. Маша тапки примеряла, Лишь надела — захромала. Маме тапки отдала, С мамой танцевать пошла.
Игра «Зайчик и лиса»
Малыш, изображая зайчика, сидит на корточках.
Зайчик в норке сидит, Крепко, крепко он спит.
Затем прыгает по комнате, прижав согнутые руки к плечам ладошками вперед.
Зайчик прыг, зайчик прыг, прыг, прыг!
Выбегает «лиса» и ловит «зайчика»:
Вот лисичка бежит, Зайку съесть норовит. Зайчик в лес, под кусток, От лисы наутек.
Упражнения для туловища
«Покачай головой, как лошадка»
Ребенок стоит, слегка наклонившись вперед, ноги врозь, руки за спиной. Покачивает головой вниз-вверх в среднем темпе.
«Постучи по коленкам»
Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Немного наклоняется вперед и быстро хлопает себя по коленкам.
«Качание деревьев»Встать прямо, ноги врозь, руки опущены. Наклониться вправо, затем влево, руки расслаблены.
"Самолет"
Малыш стоит, слегка расставив моги, руки опущены. Поднимает руки в стороны ладонями вверх.
Расправил крылья самолет: Приготовился в полет.
Поворачивается в стороны, не опуская рук.
Я направо погляжу: Жу-жу-жу, жу-жу-жу. Я налево погляжу: Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
«Насос»
Исходное положение прежнее. Скользя руками вдоль туловища, ребенок наклоняется поочередно то вправо, то влево.
Это очень просто — Покачай насос ты. Направо, налево Руками скользя, Назад и вперед Наклоняться нельзя. Это очень просто — Покачай насос ты.
«Посмотри назад»
Встать прямо, расставив ноги шире плеч, руки опустить. Поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками.
«Наклонись к кубику»
Ребенок стоит, широко расставив ноги, в опущенных руках держит кубик. Наклоняется и кладет кубик сбоку от правой ноги. Выпрямляется, опустив руки. Затем наклоняется, берет кубик и, выпрямившись, перекладывает его в другую руку. Так же наклоняется и к другой ноге.
«Наколи дров»
Малыш стоит, широко расставив ноги, руки внизу соединены в «замок». Поднимает руки вверх и с наклоном быстро опускает.
Раз — дрова,
Два — дрова.
Раскололся ствол едва!
Бух — дрова,
Бах — дрова.
Вот уже полена два.
«Наклоны с прямыми ногами"
Для начала помогите малышу: поставьте сто спиной к ceбe и придерживайте колени, не давая им сгибаться. Ребенок наклоняется за игрушкой, затем выпрямляется.
Позже малыш наклоняется самостоятельно, не сгибая коленей, старается достать игрушку или носки ног.
«Маятник»
Ребенок сидит на полу, скрестив ноги по-турецки, руки лежат на коленях. Раскачивает туловище то вправо, то влево, приговаривая: «Тик-так».
«Качалка»
Исходное положение прежнее. Малыш раскачивает туловище вперед-назад.
«Велосипед»
Ребенок лежит на спине, слегка согнув ноги. Поочередно сгибает и разгибает ноги, имитируя езду на велосипеде.
«Присаживание»
Малыш лежит на спине. Придерживая ему ноги, попросите ребенка сесть. Для начала можно помогать, поддерживая то за одну, то за другую ручку.
«Напряженное выгибание» («Возьми игрушку с пола»)
Сядьте на стул, рядом с собой на пол сбоку положите привлекательную игрушку. Положите малыша к себе на колени животом вниз так, чтобы плечи и грудь были на весу. Поддерживая ребенка за ноги, предложите ему наклониться и взять игрушку, затем вернуться в исходное положение.
Положите малыша вниз спиной и попросите его наклониться назад и, взяв игрушку, сесть.
Это упражнение достаточно трудное, особенно для нетренированных детей, поэтому достаточно выполнить один-два наклона в каждую сторону.
«ЕЖИК»
Ребенок лежит на спине Обхватывает руками колени и прижимает согнутые ноги к груди.
Вот свернулся еж в клубок, Потому что он продрог.
Затем снова ложится на спину, потягивается, руки выпрямлены вверх, за голову.
Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся."
«Кораблик»
Ребенок стоит на коленях, положив ладони на голову. Покачивается в стороны, изображая кораблик на волнах.
«Повороты в стороны»
Малыш стоит на коленях. Предложите ему брать игрушку с одной стороны и, поворачивая туловище, класть ее на другую сторону.
«JIасточка»
Ребенок лежит на животе, руки разведены в стороны. Слегка прогибаясь и, поднимает голову и руки.
Для начала можно помочь малышу, поддерживая его та разведенные в стороны руки, кольца.
«Рыбка»
Ребенок лежит на животе, согнутые руки под грудью. Прогибает спину, выпрямляя руки, поднимает голову и грудь.
«Кошечка»
Встать на четвереньки. Опуская голову, выгнуть спину вверх, как кошка, когда она сердится. Затем поднять голову и прогнуть спину, потягиваясь.
«Колобок»
Лечь на спину, руки вытянуть вдоль тела. Сжаться в комочек, притягивая руками колени к груди и стараясь коснуться лбом коленей. Покачаться в таком положении вперед-назад.
«Бревнышко»
Лечь на спину, руки вытянуть вверх, за голову. Повернуться, не сгибая ни туловища, ни ноги, на бок, затем на живот. Покататься «бревнышком» по полу.
Игры:
Игра «Баба сеяла горох»
Все движения ребенка сопровождаются стишками:
Баба сеяла горох. Прыг-скок, прыг-скок.
Малыш ходит по комнате, слегка наклонившись вперед и размахивая руками, затем подпрыгивает.
Обвалился потолок. Прыг-скок, прыг-скок.
Поднимает руки вверх и кладет ладони на голову.
Баба шла, шла, шла, пирожок нашла.
Ходит по комнате, затем наклоняется и касается пальцами пола.
Села, поела И опять пошла.
Ребенок садится на корточки и делает вид, что ест пирожок. Потом встает.
Баба встала на носок, А потом — на пятку. Стала русского плясать, А потом — вприсядку.
Малыш ставит ножку на носок, на пятку, потом танцует, как умеет.
Игра «Поймай комара»
К этой игре надо подготовиться: взять тонкий прутик, привязать к нему веревочку с бумажным «комаром».
Размахивайте «комариком», приговаривая:
Комарика хлоп-хлоп, А то сядет, на лоб. Слева хлопнем комара, Справа хлопнем комара.
Малыш старается его поймать, хлопая в ладоши спереди от себя, поворачиваясь в стороны, наклоняясь, над головой.
Игра «Тачка»
Ходьба на руках — упражнение, прекрасно развивающее мышцы всего тела. Предложите ребенку пройти до какой-либо цели (до двери, до противоположной стены и т. п.), каждый раз немного увеличивая расстояние.
Упражнения с флажками
Маленькие дети с удовольствием выполняют упражнения с флажками.
«Покажи и спрячь флажки»
Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки с флажками опущены. Вытягивает руки вперед при словах: «Покажи флажки», прячет их за спину: «Спрячь флажки».
«Флажки — вперед»
Встать прямо, ноги врозь, руки с флажками опустить, поднять прямые руки вперед, затем опустить.
«Флажки — в стороны»
Исходное положение то же. Поднять прямые руки в стороны, затем опустить.
«Флажки — назад»
Исходное положение то же. Отвести прямые руки возможно дальше назад — и опустить. «Флажки — вверх»
Исходное положение прежнее. Поднять прямые руки вперед-вверх и опустить.
«Помахай флажками»
Встать прямо, ноги слегка расставить, руки с флажками опустить. Попеременно взмахивать одной рукой вверх, другой — назад.
«Флажки — к плечам»
Исходное положение то же. Согнуть руки к плечам, держа флажки вертикально, затем опустить.
«Скрещивание флажков внизу»
Ребенок стоит прямо, руки с флажками отведены в стороны. Опускает прямые руки вниз, скрещивая их перед собой, затем поднимает в стороны.
«Скрещивание флажков над головой»
Ребенок стоит прямо, ноги врозь, руки с флажками внизу. Поднимает руки через стороны вверх и скрещивает их над головой, затем опускает.
«Ходьба с флажками»
Малыш ходит по комнате, поднимая флажки по вашему указанию:
вперед, в стороны, вверх. «Постучи флажками»
Ребенок стоит прямо, ноги врозь, руки с флажками опущены. Низко приседает и несколько раз стучит флажками о пол, затем выпрямляется, поднимая руки вверх.
«Прыгни через флажок»
Встать прямо, держа в руке свернутый флажок. Наклониться, положить флажок на пол у носков ног, выпрямиться, перепрыгнуть через флажок, затем повернуться и вновь перепрыгнуть.
«Переложи флажок под коленки»
Сесть на пол, в руках держать флажок. Согнуть ноги и под коленями переложить флажок из одной руки в другую.
«Удержи флажок»
Сесть на пол, согнув ноги и опираясь руками сзади. Флажок положить на пол перед ногами. Захватить пальцами обеих ног, поднять над полом и стараться удержать его в этом положении.
«Повороты с флажками»
Встать прямо, ноги прочь, руки с флажками опустить. Поворачиваться в стороны, поднимая руки с флажками вперед.
«Положи флажок назад»
Сесть на пол, ноги скрестить по-турецки, в руке держать флажок. Повернуться и положить флажок сзади. Сесть прямо. Потом повернуться и взять флажок. Повторить в другую сторону.
«Спрячь флажок под стул»
Ребенок сидит на стуле, держа в одной руке флажок. Наклоняется вперед и кладет флажок под стул. Затем выпрямляется, руки прячет за спину. Снова наклоняется, берет флажок и, сев прямо, машет им над головой.
«Достань флажками пол»
Встать прямо, ноги врозь, руки с флажками поднять вперед. Наклониться вперед и достать флажками пол (ноги не сгибать).
«Покачайся с флажками»
Встать прямо, ноги врозь, руки с флажками отвести в стороны. Покачиваться вправо и влево, не опуская рук.
Упражнения с мячом
«Посмотри на мяч»
Ребенок стоит прямо, ноги врозь, в опущенных руках держит перед собой мяч. Поднимает мяч над головой и смотрит на него.
Приседание с мячом
Встать прямо, ступни ног поставить параллельно, в опущенных руках держать мяч. Присесть, коснуться мячом пола, затем выпрямиться.
Наклоны к мячу
Сесть на пол, ноги врозь, в руках держать мяч. Наклониться вперед, положить мяч между ступнями и выпрямиться. Затем наклониться, взять мяч и снова выпрямиться.
Перекладывание мяча
Сесть на пол, ноги врозь, в руках держать мяч. Положить мяч с одной, затем с другой стороны.
Катание мяча — I вариант
Ребенок сидит на полу, широко разведя ноги или по-турецки. Старается прокатить мяч вперед, подальше от себя .
II вариант
Ребенок сидит на корточках и катает мяч вокруг себя.
Перекатывание мяча
Малыш ходит по комнате и, наклоняясь вперед, перекатывает большой мяч по полу, толкая его руками.
«Мяч вокруг ног»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки с мячом опустить. Наклониться и, придерживая мяч руками, прокатить его вокруг одной и другой ноги. Взять мяч и выпрямиться.
Прокатывание мяча
Ребенок стоит. Наклонившись, старается прокатить мяч между ножками стула и табурета.
«Оттолкни мяч руками»
Малыш стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Встаньте напротив и, держа мяч на одной руке, предложите ребенку столкнуть его.
«Оттолкни мяч ногами»
Ребенок сидит на полу, согнув ноги и опираясь руками сзади. Подкатите большой мяч и предложите малышу оттолкнуть его от себя обеими ногами.
Дети двух лет и старше начинают овладевать бросанием. Вначале они лишь отталкивают мяч кистью руки, затем постепенно у них возникает правильный навык замаха с поворотом туловища в сторону бросающей руки. Развивается толчок определенной силы, напрягаются соответствующие группы мышц. Научите своего малыша занимать правильную позу: при броске правой рукой правую ногу отставляют назад и на нее переносят тяжесть тела. При броске левой, наоборот, тяжесть тела — на левой ноге.
Игры:
Играйте с ребенком в мячик и дома, и на улице. Учите его бросать и ловить мячи различного размера (маленькие — одной рукой, большие — обеими).
Игра «Все дальше и выше»
Если малыш уже неплохо ловит и бросает мяч, можно понемногу увеличивать расстояние, приговаривая при бросках: «Бросим дальше, бросим выше».
Игра «Какой мяч больше»
Разложите несколько мячей разного размера. Предложите ребенку выбрать и принести большой мяч. Если он ошибся, то объясните разницу, давая подержать большой и маленький мяч и обводя его ручкой по их окружностям. Затем попросите принести маленький мячик.
Игpa «Прокати мяч с горки»
Эта игра хороша тем, что учит совсем маленьких детей ловить мяч. Малыш катит мяч с горки, а вы ловите его внизу. Затем — поменяйтесь местами.
Игра «Футбол»
Предложите ребенку поиграть в футбол, то есть при ходьбе катать мяч толчками ног.
Игра «Баскетбол»
Повесьте дома или во дворе маленькую баскетбольную корзину так, чтобы малыш мог бы до нее дотянуться. Предложите ему бросать мяч в корзину.
Дыхательные упражнения
Эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления легких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма.
«Надуй шарик»
Ребенок сидит или стоит. «Надуй шарик» — широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает. Затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух — «ффф...». «Шарик лопнул» — хлопнет в ладоши. «Из шарика выходит воздух» — малыш произносит: «шшш...», делая губы хоботком и опуская руки.
«Курочка»
Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Разводит руки широко в стороны, как крылья — вдох. Наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки. Произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям — выдох.
«Жук»
Малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову — вдох. Скрещивает руки на груди, опускает голову — выдох. Жу-у,— сказал крылатый жук, Посижу и пожужжу.
«Трубач»
Ребенок стоит или сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу. Произносит:
Тру-ру-ру, бу-бу-бу! Подудим в свою трубу.
«Подуем па плечо»
Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены Поворачиваем голову направо и, сделав губу трубочкой, дуст на плечо. I олова прямо — вдох носом. Голову влево — выдох. Голова прямо — вдох.
Подуем на плечо, Подуем на другое. На солнце горячо, Пекло дневной порой.
Опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох. Голова прямо — вдох носом. Поднимает лицо кверху — выдох через губы, сложенные трубочкой.
Подуем на живот, Как трубка, станет рот. Ну а теперь— на облака, И остановимся пока.
«Подуй на одуванчик»
Малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем — длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Подуй на одуванчик, Как дует этот мальчик. Подуй, подуй сильнее, И станешь здоровее.
«Косарь»
Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Машет обеими руками вправо и слегка назад: «зз-уу». Возвращается в исходное положение — вдох. Машет руками влево и слегка назад: «зз-уу».
Косарь идет косить жнивье: Зу-зу, зу-зу, зу-зу. Идет со мной косить вдвоем! Зу-зу, зу-зу, зу-зу.
Замах направо, а потом Налево мы махнем. И так мы справимся с жнивьем. Зу-зу, зу-зу вдвоем.
«Хомячок»
Предложите малышу пройти несколько шагов (10-15), надув щеки, как хомячок. Затем легко хлопнуть себя по щекам — выпустить воздух изо рта и пройти еще немного, дыша носом.
«Ворона»
Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Разводит руки широко в стороны, как крылья. Медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук «р».
Упражнение с флажками
Исходное положение прежнее, в опущенных руках — флажки. Ребенок поднимает руки вверх через стороны — вдох, опускает через стороны — выдох через сложенные трубочкой губы.
Игра «Булькание»
Малыш сидит, перед ним — стакан (или бутылочка) с водой, в котором — соломинка для коктейля. Научите ребенка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание. Вдох — носом, выдох — в трубочку: «буль-буль-буль».
Игра «Мыльные пузыри»
Эта забава известна всем. Научите малыша пускать мыльные пузыри: вдох — носом, а выдох — через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.
Игра «Филин»
«День» — ребенок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево. «Ночь» — смотрит вперед и взмахивает руками — «крыльями», опуская их вниз, произносит «у...ффф».
Игра «Кто дальше загонит шарик»
Сядьте с малышом за стол. Положите перед собой два ватных шарика. Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
Игра «Пушок»
Привяжите на веревочку легкое перышко. Предложите ребенку дуть на него. Следите за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох — через сложенные трубочкой губы.
Игры с воздушным шаром, вертушкой
Воздушный шар или вертушку держите на уровне лица ребенка. Предложите малышу сильно подуть на шар, так, чтобы он взлетел, на вертушку — чтобы она вертелась.
Игры с дудочками, рожками, свистками, пищалками
Подберите дудочку или свисток с мелодичным звуком и позвольте ребенку дудеть или свистеть столько, сколько он захочет. Это очень полезное занятие.